Архив публикаций

ТОНАР. Новинки в особо крупном размере

Опубликовано: Журнал "Спецтехника и коммерческий транспорт" (2013-03-30)

Раздел: Новые модели

Модернизировав в конце минувшего года свои серийные трехосные и четырехосные полуприцепы-самосвалы, в наступившем году машиностроительный завод ТОНАР вывел на рынок более грузоподъемную самосвальную технику: автопоезда, способные за один рейс переправить к месту разгрузки более полусотни тонн сыпучих грузов!
Первая новинка – ТОНАР 9540-0000022 01. Этот двухзвенный полуприцеп-самосвал грузоподъемностью 64,5 т со стороны напоминает два последовательно соединенных трехосных полуприцепа, что, в принципе, не так далеко от истины. Еще одна особенность данной модели – у обоих ее опрокидываемых на левую сторону кузовов нет открывающихся бортов – выгрузка происходит по принципу вагонетки! Не удивительно – сцепку грузовместимостью 48 «кубов» создавали, прежде всего, для работы в местах добычи полезных ископаемых и строительных материалов: угля, щебня, песка. Поэтому первые же подобные двухзвенные полуприцепы отправились для последующей эксплуатации на Лебединский и Стойленский горно-обогатительные комбинаты.
Другой новый самосвальный автопоезд-тяжеловоз состоит из трехосного автомобиля-тягача ТОНАР 6528 и четырехосного прицепа ТОНАР 85795. Оба получили различающиеся по геометрическому объему (соответственно 16 и 24 м3), но унифицированные по конструкции, опрокидываемые на левую сторону кузова, у которых нижний открывающийся борт гораздо выше верхнего, что предотвращает подсыпание колес сцепки в процессе разгрузки. Технически допустимая грузоподъемность самосвала-тягача составляет 21 т, а прицепа-самосвала – 29 т.
Третья новинка завода – самосвальный полуприцеп с боковой разгрузкой ТОНАР 95236, способный перевозить до 65 т груза! Платформа геометрическим объемом 61 м3 по своей конструкции и механизму опрокидывания аналогична таковым у ранее упомянутых ТОНАР 6528 и ТОНАР 85795. Задняя тележка трехосная, но колеса на всех осях – с двухскатной ошиновкой.
В ряду самосвальных новинок предприятия следует упомянуть и модель 95234-0000022. Этот четырехосный самосвальный полуприцеп получил разгружаемую влево платформу геометрической вместимостью 40 м3 с высоким нижним бортом. Его максимальная грузоподъемность – 42,85 т. Из других технических особенностей можно отметить односкатную ошиновку всех колес, а также возможность подъема первой и второй осей при движении в порожнем состоянии.
То, что все новые самосвальные автопоезда-тяжеловозы ТОНАРа выполнены с боковой разгрузкой, не случайно. Как известно, при подъеме разгружаемого назад кузова полуприцепа из-за резкого смещения кверху центра тяжести существует реальный риск опрокидывания всего автопоезда (например, если он остановился на наклонной площадке). И чем длиннее и массивнее кузов, тем реальнее такая возможность. А разгрузка вбок полностью исключает подобную ситуацию. Кроме того, в этом случае водитель может наблюдать за высыпанием груза, не покидая кабины.
В завершение отметим, что самосвальные полуприцепы ТОНАР 95236 и ТОНАР 95234-0000022 уже в базовой комплектации получили внутреннее покрытие Okulen, препятствующее зимнему примерзанию груза.


ВРЕЗ 1

ТОНАР автомобильный

Еще во второй половине 2011 года машиностроительный завод ТОНАР развернул выпуск седельных тягачей и самосвалов собственной конструкции: на предприятии посчитали, что заказчику проще и выгоднее приобрести у производителя автопоезд целиком, чем тягач – в одной компании, а полуприцеп – в другой. В 2012 году ТОНАР изготовил 77 автомобилей, а с учетом 2011 года и первых месяцев 2013 года их было сделано около сотни. Сейчас завод приступил к испытаниям седельного тягача второго поколения: он получил более современную кабину, а также китайский дизель Weichai вместо ЯМЗ-650. Не то что двигатель из Поднебесной лучше отечественного – на ТОНАРе остались недовольны резким подорожанием ярославского мотора в преддверии введения Евро-4.
Еще одна автомобильная новость от ТОНАРа – завод в скором времени начнет выпускать карьерные самосвалы. Первый их образец, пока еще в виде шасси, уже проходит испытания. Это трехосная заднеприводная машина со смещенной влево одноместной кабиной. Она оснащена дизелем Weichai мощностью 375 л.с., а допустимая нагрузка на ее переднюю ось и заднюю тележку составляет, соответственно, 13 и 50 т.

ВРЕЗ 2

Борта и коники

Помимо самосвальных новинок у ТОНАРа есть новинки и среди бортовых полуприцепов.
Первая из них – трехосный полуприцеп-шторник ТОНАР 97461 объемом 89 м3 и грузоподъемностью 27,6 т. Его особенность – наличие 12 коников, которые при необходимости позволяют данной модели переквалифицироваться в сортиментовоз. Длина полуприцепа 13,6 м, допустимая высота ССУ тягача 1150 – 1250 мм.
Вторая новинка – бортовой полуприцеп ТОНАР 974611 длиной 16,5 м с П-образным сдвижным тентом. Он отличается увеличенной грузоподъемностью, достигающей 40 т, для чего снабжен четырехосной тележкой, две первых оси которой сделаны подъемными. Допустимая высота ССУ тягача – 1250 мм.

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее